Статья академика АН РУз Абдурахманова К.Х. опубликована в рубрике «Панорама» сайта Культура.Уз.
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики, перед высшим образованием встают цели, связанные с подготовкой профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившейся среде глобального рынка.
Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Особенности международного сотрудничества любого университета – отечественного или зарубежного, зависят от многих факторов – вузовской специализации, его ресурсов, наработанного ранее опыта интернационализации, а также от регионально – географической локализации вуза. В разных странах и даже отдельных университетах существует определенная специфика в понимании процесса интернационализации образования. Несмотря на то, что основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи, однако зарубежный опыт может быть не только интересен, но и полезен.
В настоящее время Узбекистан наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Сегодня не только столичные вузы Узбекистана, но и региональные вузы активно включились в процесс интернационализации образования. Всего по данным Министерства высшего образования, науки и инноваций в Узбекистане действуют 210 высших учебных заведений, в том числе – 36 университетов, 48 институтов, 4 академии, 26 филиалов узбекских вузов, 1 консерватория, 65 негосударственных высших учебных заведений и 30 филиалов зарубежных вузов. Как известно, наибольшее количество филиалов зарубежных вузов в нашей стране из России. Это филиалы престижных на международной арене ведущих университетов Российской Федерации, среди которых Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова и другие. Так же, в Узбекистане с успехом работают представительства зарубежных филиалов: из Италии – Туринский политехнический университет, из Великобритании – Международный Вестминстерский университет, из Сингапура – Сингапурский институт развития менеджмента, из Южной Кореи – Университеты Инха и Пучон, из США – Центр реализации образовательных программ «Webster University», индийский университет Шарда, из Турции – филиал Экономико-технологического университета и др.
Но особенно радует рост зарубежных филиалов в регионах нашей республики. Среди них – филиал Высшей школы менеджмента информационных систем в г. Фергане (Латвия), международный бинарный университет в г. Ургенче (Малайзия), Андижанский филиал Варшавского университета управления «Collegium Humanium» (Польша), Джизакский филиал Казанского федерального университета (Россия) и др. В этой связи, я хотел бы особо отметить, что организация регионального вуза в регионе – это уникальная возможность создания в регионах Узбекистана здоровой конкурентной среды, возможность развития экономики области, обеспечения тем самым благосостояние населения. В целом, региональный вуз будет содействовать созданию в своем регионе точек превосходства, обеспечению максимальной компетентности кадров в определенной сфере для того, чтобы содействовать развитию перспективных проектов, технологий, производств. Это будет способствовать росту конкурентоспособности создаваемых в регионах многочисленных инвестиционных проектов, кластеров, новых заводов и предприятий.
Наша страна, опираясь на внутренние ресурсы, находится на пути промышленного развития. Особое внимание государство уделяет науке, образованию и инновациям. За последние четыре года на реализацию 1 727 практических, инновационных, фундаментальных и стартап-проектов выделено 2,2 триллиона сумов. Затраты на исследования и опытно-конструкторские работы выросли вдвое, наблюдается высокая динамика притока инвестиций в Узбекистане, который за последние 6 лет привлёк: – 14,6 млрд. долл. китайских инвестиций, увеличив их объемы в 6 раз, 7,5 млрд. долл; – корейских и 1,2 млрд. долл;– турецких, показавших в свою очередь трехкратный рост. Указанные инвестиции направляются в создание промышленных кластеров, биотехнологических парков, полупроводниковой индустрии, конструкторско-технологических центров. До конца текущего года в рамках государственных инвестиционных программ будет реализовано проектов на сумму 21 триллион сумов, запланированы проекты с иностранными и региональными инвестициями на общую сумму 37,5 миллиарда долларов.
Безусловно, инновационные проекты должны осуществляться при наличии хорошо подготовленных специалистов, получивших качественное образование и навыки. И здесь хотелось бы, обратится к опыту китайского рынка образования. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Университеты в Китае заслужили уважение на международной арене обучения. Страна прилагает много усилий, чтобы постоянно внедрять инновации в свою систему образования. Неудивительно, что китайские школы и университеты считаются лучшими научными и математическими школами и университетами мира. Правительство страны уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране. Государственная поддержка исследований в КНР ежегодно увеличивается на 20%, а число китайских высших учебных заведений удвоилось с 1022 до 2263.
Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова активно и плодотворно сотрудничает с различными университетами. В рамках подписанных меморандумов осуществляется взаимодействие с крупными вузами мира. Практическое сотрудничество, прежде всего, направлено на подготовку будущих востребованных специалистов. Одним из приоритетных направлений, международного сотрудничества так же является развитие отношений с вузами Китая. Недавно, в Ташкентском филиале РЭУ им.Г.В.Плеханова состоялась встреча с представителями Kashi University – Кашгарского университета (КНР). Кашгарский университет является самым западным университетом Китая, основан в 1962 году как Синьцзян-Кашгарский педагогический колледж, затем Кашгарский педагогический колледж, и, наконец, в 2015 году название было изменено на Кашгарский университет, поскольку ему был присвоен статус университета. Количество студентов 30 тысяч. В ходе визита гости ознакомилась с инфраструктурой филиала, посетили РЭУ#COWORKING центр, Инкубационный центр, цифровые лаборатории, Интеллектуальный модуль «REU Tashkent», а также другие подразделения ВУЗа. В рамках встречи были обсуждены направления сотрудничества, которые предусматривают совместное проведение научных исследований, разработку и реализацию программ студенческой и преподавательской мобильности, проведение научных мероприятий, гостевых лекций и семинаров. Дальнейшее научно-практическое взаимодействие между нашими вузами будет направлено на подготовку будущих востребованных специалистов. По мнению гостей, ознакомительный визит и переговоры – это начало сотрудничества между двумя учебными заведениями, направленного на обмен образовательными концепциями и ресурсами разных традиций и культур. Дальнейшее взаимодействие по взаимовыгодному сотрудничеству и развитию в сфере образования и научной деятельности позволит расширить знания будущих специалистов.
Интернационализация образования повышает качество обучения, а также привлекает студентов, предоставляя им возможности получения знаний и навыков, адекватных новым условиям жизни и позволяющим свободно осуществлять социальные, культурные, профессиональные коммуникации.
Академик Каландар АБДУРАХМАНОВ