Повышение эффективности местных бюджетов в контексте реформирования бюджетного процесса

Хазраткулова Л.Н.,

ст. преп. кафедры «Финансы и кредит»,

Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Повышение эффективности местных бюджетов
в контексте реформирования бюджетного процесса

Основу территориальной финансовой базы местного самоуправления составляют средства местных бюджетов, которые, являясь составной частью бюджетной системы страны, связаны с движением и распределением той части национального дохода, которая направляется через расходную часть этих бюджетов в основном на удовлетворение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека. И оттого, насколько доходы местных бюджетов соответствуют их расходам, зависит успешная реализация функций и задач, возложенных на органы местного самоуправления[1].

В настоящее время особый практический интерес аналитиков вызывают вопросы формирования доходов региональных бюджетов и оптимизации их расходов. Все это направлено на повышение устойчивости местных бюджетов.

В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. отражены основные приоритетные направления государственной политики страны. Одними из важнейших направлений действий на сегодняшний день являются дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики Узбекистана, обеспечение комплексного и сбалансированного социально-экономического развития областей, районов и городов, повышение оптимальности и эффективности использования их потенциала. Для этого, в частности, необходимо обеспечить «сбалансированность Государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, совершенствовать межбюджетные отношения, направленные на укрепление доходной части местных бюджетов»[2].

В Послании Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева Олий Мажлису от 22.12.2017 г. были подведены итоги 2017 г. и обозначены приоритеты развития Узбекистана в 2018 г. В частности, в нем указывается необходимость «пересмотреть бюджетную систему, обеспечить прозрачность для народа доходов и расходов бюджета»[3].

Важное значение в будущем году будет иметь развитие регионов и пополнение финансовой базы местных бюджетов. Были одобрены важнейшие законы, касающиеся Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 г. и совершенствования налоговой системы. При подписании данных законов было обращено особое внимание на то, насколько в них отражены интересы народа, предусмотрены конкретные меры по созданию еще более благоприятных условий для развития территорий.

В целях повышения финансовой устойчивости местных бюджетов Республики Узбекистан необходимо разработать меры, направленные на повышение эффективности и оптимизацию структуры бюджетных расходов, для чего требуется создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К первым целесообразно отнести организацию бюджетного процесса, ориентированного на конечный результат, реструктуризацию бюджетной сети, совершенствование системы инвестиционного менеджмента.

Использование технологии нормативов отчислений от общегосударственных налогов в бюджеты разных уровней обуславливается необходимостью формирования доходной базы бюджетов регионов, не имеющих достаточной доходной базы для покрытия расходов собственных бюджетов[4].

Следует отметить, что использование вышеуказанного механизма не гарантирует формирование доходной базы местных бюджетов, которая была бы достаточной для покрытия их первоочередных расходов. Для решения вопроса покрытия первоочередных расходов местных бюджетов при составлении проектов бюджетов финансовые органы используют следующие инструменты межбюджетных отношений недостающей части доходов:

· целевые субвенции для местных бюджетов, доходная часть которых, даже при условии зачисления собираемых на территории региона общегосударственных и местных налогов в полном объеме в местный бюджет, не обеспечивает покрытия расходов этих бюджетов;

· дотации местным бюджетам, для полного покрытия их расходов в связи с недостаточностью собственных доходов. (Дотации предусматриваются для отдельных местных бюджетов городов, районов или областей, расходы которых не покрываются даже при условии полного зачисления в их бюджеты общегосударственных и местных налогов, собираемых на территории таких регионов, а также выделения целевых субвенций на покрытие определенного вида расходов);

· «передаваемые доходы» – часть доходов одного бюджета, передаваемая в плановом порядке в другой бюджет.

Кроме того, в процессе исполнения бюджета финансовыми органами используется механизм взаимных расчетов между бюджетами.

Таким образом, увеличение доходов местных органов власти и оптимизация их расходов, несомненно, должны привести к повышению устойчивости местных бюджетов, что имеет немаловажное значение для дальнейшего развития Республики Узбекистан.



[1]Кузнецова О.С. Резервы увеличения финансовой устойчивости доходной базы местных бюджетов// Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 5. – С. 9-17.

[2] Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70).

[3] Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева Олий Мажлису от 22.12.2017 г.

[4] Шеркузиева Н.А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе финансов Республики Узбекистан// Молодой ученый. – 2016. – № 15. – С. 330-332.