«Современные проблемы преподавания демографии – 3: роль и значение демографической теории»

Преподаватели кафедры «Экономика труда и управление», сотрудники Научно-издательского отдела Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова принимают участие в Программе шестой Международной зимней демографической школы.

Организаторы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук (ВШССН), Кафедра демографии.

Слушателям предложена программа на тему «Современные проблемы преподавания демографии – 3: роль и значение демографической теории». В рамках программы ведущие специалисты в этой области знания (В.А. Ионцев, М.А. Клупт, А.И. Антонов, Ю.А. Узкая) обозначат основные теоретико-методологические проблемы демографии в современных условиях работы российских вузов.

Демография не сводится только к фиксации изменений структур и процессов, к методам измерения демографических событий. Все демографические факты являются результатом демографического поведения населения. Научное объяснение наблюдаемых тенденций требует анализа поведенческих феноменов рождаемости, продолжительности жизни и миграции. В поведенческой демографии разрабатываются концепции, позволяющие осуществлять демографическую политику на научной основе – на исследовательских данных о феноменах человеческого поведения.

Теории демографического развития уделяют мало внимания осмыслению неожиданных переломов в плавном течении демографических процессов. Между тем, минувшие полвека изобилуют подобными переломами, такими как пандемии ВИЧ/СПИД и COVID-19, стагнация продолжительности жизни, смены подъёмов показателей рождаемости для условного поколения их спадами, миграционные кризисы.

Каковы общие и специфические причины перерывов постепенности в демографическом развитии, можно ли предвидеть такие перерывы и к ним подготовиться – этим вопросам и посвящены курсы лекции экспертов в рамках насыщенной Программы шестой Международной зимней демографической школы.