Современный преподаватель: делегат или фасилитатор?

  • Рубрика записи:Новости

В современном образовании выделяют пять стратегий преподавания. Авторитетный стиль подразумевает длительное одностороннее выступление педагога по заранее заданной теме. Преподаватель-делегат берет на себя роль наблюдателя, чтобы способствовать сотрудничеству в группах. Стиль фасилитатора основан на поощрении самообучения за счет более активного вовлечения студентов во время занятий. Демонстратор сочетает устные лекции с другими формами обучения, включая мультимедийные презентации и занятия «в полях». Еще есть гибридный стиль. Какой же лучше?

Тренд на смешение. В современном мире нет жестких требований к стилю преподавания. Каждый вуз может демонстрировать всю палитру методик обучения и в то же время отличаться определенным направлением. Многое зависит от корпоративной культуры вуза и традиций страны, в которой он находится. Но сегодня большую популярность приобретает гибридный стиль, в котором используются разные направления. Например, высокую эффективность в преподавании маркетинга удается получить при сочетании семи методик.

  1. «Перевернутый класс». Часть учебного материала заменяется на видеоматериал, теория изучается студентами дома, в классе она прорабатывается в виде практических заданий по теме. Цель — оптимизировать время в аудитории и посвятить его разработке реальных проектов.
  2. Обучение на основе проектов позволяет студентам приобретать ключевые знания и навыки за счет разработки проектов для бизнеса. Сегодня в вузы охотно идут представители малого и среднего бизнеса, которым нужен свежий молодежный взгляд на маркетинг и продвижение, особенно в соцсетях. Таким образом, занятия проходят при поддержке экспертов-практиков, которые могут оценить проекты студентов.
  3. Самостоятельный поиск решения. Перед студентами ставится конкретная проблема, но вместо рассмотрения традиционной теоретической и абстрактной модели решения предлагается самим найти возможные выходы. За время поиска студенты автоматически развивают в себе такие важные качества, как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество.
  4. Работа в команде. Это простой способ совместного обучения, который преподаватели могут использовать для объединения студентов. Команда состоит из 3–6 человек, каждый имеет свою конкретную роль, а для достижения цели всем необходимо взаимодействовать и работать слажено. Как правило, такой метод позитивно влияет на процесс обучения. Возможный эффект: улучшение внимания, вовлеченности и усвоения знаний студентами.
  5. Технология дизайнерского мышления разработана промышленными дизайнерами для решения проблем и удовлетворения потребностей своих клиентов. В образовании эта модель позволяет выявлять индивидуальные проблемы каждого учащегося и поощрять развитие у них творчества и инновационных идей.
  6. Обучение на основе мышления. Преподаватель объясняет ученикам, как работать с информацией, которую они получают в университете, учит их понимать контекст, анализировать, соотносить, спорить. Другими словами, преобразовывать информацию в знания.
  7. Проблемное обучение — циклический процесс, состоящий из множества различных этапов. Начинается с постановки вопросов и поиска ответов, что, в свою очередь, приводит к еще большему количеству вопросов. У этой методологии четыре больших преимущества: развитие критического мышления и творческих навыков; совершенствование возможностей решения проблем; повышение мотивации студентов; улучшение обмена знаниями в сложных ситуациях.

Вывод. Универсальные методики можно применять в разных стилях обучения. Дискуссии о том, какой подход лучше, продолжаются. Определенные коррективы внесла пандемия: стали чаще использоваться дистанционные, аудиовизуальные технологии, а студенты получили больше свободы в процессе обучения. Какой в итоге стиль преподавания будет им ближе и на что сделают ставку преподаватели вузов в скором будущем, остается под вопросом. Но очевидно, что мир не откажется от главного тренда — обучать студентов думать. Этот метод лежал еще в основе советской системы образования и проявил себя очень эффективно.

Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова

В Telegram-канале “РЭУ-Аналитика” мы начинаем серию опросов студентов и преподавателей, которые помогут лучше понять запросы аудитории и откроют новые возможности для самореализации в учебе, в преподавании. Одновременно такие форматы коммуникации способствуют развитию экспертной позиции Университета.

 

Интересно? Тогда переходите по ссылке в телеграм????
https://t.me/analitica_reu
Подписывайтесь, участвуйте в опросах.
Следите за каналом, будет интересно!

Результаты анонимного опроса «Какой стиль обучения вам ближе?» можно узнать в Telegram-канале «РЭУ Аналитика» по ссылке: https://t.me/analitica_reu/279