В послании парламенту на 2023 год Президент особое внимание уделил проблемам образования. 2023 год объявлен годом «Заботы о человеке и качественного образования».
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провели оценку состояния сферы образования Узбекистана и перспективы достижения её целевых ориентиров на 2030 г.
Анализ был проведен на основе глобальной интегрированной модели оценки (International Futures, IFs) с учетом ориентиров долгосрочных программ и стратегий Узбекистана с параметрами стран с доходами выше среднего уровня в сфере образования.
В настоящее время количество высших учебных заведений превышает 180, из них свыше 25 зарубежных высших учебных заведений.
Предусмотрено к 2030 году довести охват молодежи высшим образованием в Узбекистане до 50 процентов, увеличить общее количество высших учебных заведений до 200, в том числе негосударственных вузов до не менее 50, в каждом регионе исходя из потребности регионов в кадрах высшего образования создать не менее одного негосударственного высшего учебного заведения.
Исследование позволило выявить что для достижения этих целевых ориентиров необходимо реализовать следующие меры:
— рост общих расходов на одного студента в 2 раза за счет развития частного сектора.
— увеличение до 30% доли выпускников ВУЗов научных и технических направлений.
— повышение контроля качества образования.
— рост доли девушек с высшим образованием.
Проведение политики развития и реформирования системы образования на индикаторы целей устойчивого развития показывает, что к 2030 году будут достигнуты существенные положительные сдвиги в повышении уровня образования (от начального до высшего) и Узбекистан выйдет на уровень стран с доходом выше среднего.
Средства, выделяемые на образование в Узбекистане, с каждым годом увеличиваются. Если в 2021 году из госбюджета Министерству высшего и среднего специального образования выделено 2,9 трлн сумов. сумов, а Министерству народного образования -22,1 трлн., то в 2022 году Министерству высшего и среднего специального образования. составила 4,1 трлн сумов сумов, а Министерству народного образования 25,8 трлн. сум.
Повышение качества образования стало одним из важных направлений образовательной политики развития Нового Узбекистана.
При определении целевых параметров развития сферы образования до 2030 исследователи выявили основные факторы, влияющие на образование, и рассчитаны прогнозные параметры.
Среди них выделяется повышение качества образования за счет улучшения качества государственного регулирования в 2 раза. Ожидается, что к 2030 году вероятен подъем доли выпускников ВУЗов до уровня 80%.
Одновременно с этим присутствует прямое влияние контроля качества высшего образования на долю выпускников с высшим образованием (по индикатору эффективность государственного управления с 0,89 до уровня 1,3 к 2030 г.).