Интернационализация образования – ключевое преимущество формирования квалифицированного специалиста

Статья академика АН РУз Абдурахманова К.Х.  опубликована в рубрике «Панорама» сайта Культура.Уз. 

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики,  перед высшим образованием встают цели, связанные с подготовкой профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившейся среде глобального рынка.

Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Особенности международного сотрудничества любого университета – отечественного или зарубежного, зависят от многих факторов – вузовской специализации, его ресурсов, наработанного ранее опыта интернационализации, а также от регионально – географической локализации вуза. В разных странах и даже отдельных университетах существует определенная специфика в понимании процесса интернационализации образования.  Несмотря на то, что основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи, однако зарубежный опыт может быть не только интересен, но и полезен. 

В настоящее время Узбекистан наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Сегодня не только столичные вузы Узбекистана, но и региональные вузы активно включились в процесс интернационализации образования.  Всего по данным Министерства высшего образования, науки и инноваций в Узбекистане действуют 210 высших учебных заведений, в том числе – 36 университетов, 48 институтов, 4 академии, 26 филиалов узбекских вузов, 1 консерватория,  65 негосударственных высших учебных заведений и 30 филиалов зарубежных вузов.  Как известно, наибольшее количество филиалов зарубежных вузов в нашей стране из России. Это  филиалы престижных на международной арене ведущих университетов Российской Федерации, среди которых Российский  экономический университет им. Г.В.Плеханова,  Российский  государственный  университет  нефти и газа им. И.М. Губкина,  филиал МГУ имени М.В. Ломоносова и другие. Так же,  в Узбекистане с успехом работают представительства зарубежных  филиалов:   из Италии – Туринский политехнический университет, из Великобритании – Международный  Вестминстерский университет, из Сингапура – Сингапурский институт  развития  менеджмента, из Южной Кореи – Университеты  Инха и Пучон,  из США – Центр реализации образовательных программ «Webster University», индийский университет  Шарда, из Турции – филиал Экономико-технологического университета  и   др. 

 Но  особенно   радует  рост зарубежных филиалов в  регионах  нашей республики. Среди  них  –  филиал  Высшей школы менеджмента информационных систем в г. Фергане (Латвия), международный  бинарный университет в г. Ургенче (Малайзия), Андижанский филиал   Варшавского университета управления «Collegium Humanium» (Польша), Джизакский филиал  Казанского федерального университета (Россия) и др. В этой связи, я хотел бы  особо  отметить, что организация  регионального вуза в регионе – это уникальная  возможность  создания в  регионах Узбекистана здоровой конкурентной  среды, возможность  развития экономики области,  обеспечения  тем самым благосостояние населения.   В целом, региональный вуз будет содействовать  созданию  в своем регионе точек  превосходства, обеспечению  максимальной  компетентности  кадров в определенной сфере для того, чтобы содействовать развитию перспективных проектов, технологий, производств. Это будет способствовать росту конкурентоспособности создаваемых в регионах многочисленных инвестиционных проектов, кластеров, новых заводов и предприятий.

Наша страна, опираясь на внутренние ресурсы, находится на пути промышленного развития. Особое внимание государство уделяет науке, образованию и инновациям. За последние четыре года на реализацию 1 727 практических, инновационных, фундаментальных и стартап-проектов выделено 2,2 триллиона сумов. Затраты на исследования и опытно-конструкторские работы выросли вдвое, наблюдается высокая динамика притока инвестиций  в Узбекистане, который за последние 6 лет привлёк: – 14,6 млрд. долл. китайских инвестиций, увеличив их объемы в 6 раз, 7,5 млрд. долл;  – корейских и 1,2 млрд. долл;– турецких, показавших в свою очередь трехкратный рост. Указанные инвестиции направляются в создание промышленных кластеров, биотехнологических парков, полупроводниковой индустрии, конструкторско-технологических центров. До конца  текущего года  в рамках государственных инвестиционных программ будет реализовано проектов на сумму 21 триллион сумов,  запланированы проекты с иностранными и региональными инвестициями на общую сумму 37,5 миллиарда долларов.                                                                                    

Безусловно,   инновационные проекты должны осуществляться при наличии хорошо подготовленных специалистов, получивших  качественное образование и навыки. И здесь   хотелось бы,   обратится    к опыту китайского рынка образования. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Университеты в Китае заслужили уважение на международной арене обучения. Страна прилагает много усилий, чтобы постоянно внедрять инновации в свою систему образования.  Неудивительно, что китайские школы и университеты считаются лучшими научными и математическими школами и университетами мира. Правительство страны   уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране. Государственная поддержка исследований в КНР  ежегодно увеличивается на 20%, а число китайских высших учебных заведений удвоилось  с 1022 до 2263.                            

Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова   активно и плодотворно сотрудничает с различными университетами. В рамках подписанных меморандумов осуществляется взаимодействие с крупными вузами мира. Практическое сотрудничество,  прежде всего,  направлено на подготовку будущих востребованных специалистов. Одним из приоритетных направлений, международного сотрудничества так же является  развитие отношений с вузами Китая.  Недавно, в Ташкентском  филиале РЭУ им.Г.В.Плеханова состоялась встреча  с представителями Kashi University – Кашгарского университета (КНР). Кашгарский университет является самым западным университетом Китая,  основан в 1962 году как Синьцзян-Кашгарский педагогический колледж, затем Кашгарский педагогический колледж, и, наконец, в 2015 году название было изменено на Кашгарский университет, поскольку ему был присвоен статус университета. Количество студентов 30 тысяч. В ходе визита гости  ознакомилась с инфраструктурой филиала, посетили РЭУ#COWORKING центр, Инкубационный центр, цифровые лаборатории, Интеллектуальный модуль «REU Tashkent», а также другие подразделения ВУЗа. В рамках встречи  были обсуждены  направления сотрудничества, которые предусматривают совместное проведение научных исследований, разработку и реализацию программ студенческой и преподавательской мобильности, проведение научных мероприятий, гостевых лекций и семинаров.  Дальнейшее  научно-практическое взаимодействие между нашими вузами  будет направлено на подготовку будущих востребованных специалистов. По мнению гостей, ознакомительный визит и переговоры – это начало сотрудничества между двумя учебными заведениями, направленного на обмен образовательными концепциями и ресурсами разных традиций и культур. Дальнейшее взаимодействие по взаимовыгодному сотрудничеству и развитию в сфере образования и научной деятельности позволит расширить знания будущих специалистов.  

Интернационализация образования повышает качество обучения, а также привлекает студентов,  предоставляя им возможности получения знаний и навыков, адекватных новым условиям жизни и позволяющим свободно осуществлять   социальные, культурные, профессиональные  коммуникации.                                                                                               

                                     Академик Каландар АБДУРАХМАНОВ