Совершенствование образовательных процессов – фактор роста национальной экономики

За 34 года независимости наша страна прошла путь масштабного социально-экономического развития,  модернизировала инфраструктуру, привлекла значительные инвестиции, добилась роста ВВП, стала активным участником  на международной арене. Во многом этим достижениям способствовала активная поддержка правительством страны важных направлений, таких как образование, цифровизация, социальная сфера, экология.

Для многих людей, родившихся в начале девяностых в независимом Узбекистане, наступает время зрелости. Это поколение с новым мировоззрением, оснащенное мощными и качественными инструментами, такими как современные знания, умение пользоваться новейшими технологиями, это люди, у которых нет языковых барьеров, имеется доступ к большому количеству информации.  

Узбекистан   придает важное значение развитию образования на всех уровнях, расширяя доступ к знаниям и делая ставку на молодежь. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 

Современный контекст развития высшего образования – глобализирующийся мир. В этой связи система образования должна решить важную для себя задачу – вхождение в общемировое образовательное пространство, что обуславливает необходимость повышения качества образования до современных мировых стандартов. В условиях стремительных изменений и вызовов, с которыми сталкивается общественность, необходимость в освоении новых знаний и навыков становится как никогда актуальной.

Высокоразвитая и современная система образования дает возможность добиваться значительных экономических результатов.  С первых лет независимости нашим правительством было обозначено одно из первостепенных направлений – реформы в системе   образования.   Одной из основных причин реформирования системы образования Узбекистана явилась глобализация рынка труда. В результате проведенных реформ в годы независимости образование стало той самой уникальной школой, где молодой человек получает   востребованные на рынке труда знания, помогающие ему ориентироваться   и оперативно решать задачи, которые регулярно «подкидывает» стремительно меняющийся мир.  

Уровень образования населения в современных условиях рассматривается как один из внутренних резервов экономического роста страны. Существует четкая связь между получением молодым человеком высшего образования и его участием в общественной жизни, социально значимых делах.  Социальные и культурные выгоды высшего образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект.  

Как показывает мировой опыт, темпы экономического роста определяются темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники, уровнем подготовки и квалификацией работников, степенью прогрессивности средств научно-производственного труда. Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост, являются научные исследования и разработки.   

Высшее образование – это не только подготовка квалифицированных специалистов для национальной экономики, которые могут работать в мире технологических изменений и сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений. Это – подготовка таких людей, которые способны ориентироваться в мире новых социальных технологий, затрагивающих жизненные интересы их самих и многих других. Высшее образование   выступает в качестве особой сферы взаимодействия интересов индивида и интересов общества. Повышение уровня образования человека дает ему важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора, престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной и перспективной работе.

Годы независимости стали для Узбекистана периодом масштабных преобразований, позволивших стране добиться значительных успехов в социально-экономическом развитии и занять достойное место на мировой арене. Согласно результатам рейтинга QS World University Rankings 2026, опубликованным в июне 2025 года, 7 высших учебных заведений Узбекистана вошли в число лучших вузов мира. В Министерстве высшего образования, науки и инноваций отметили, что Узбекистан вошел в число девяти стран мира, где больше всего университетов впервые представлены в рейтинге. По мнению международных экспертов, активный рост позиций университетов Узбекистана в рейтинге QS – это результат системных реформ в сфере образования, международного сотрудничества, инновационных исследований и конкурентоспособности.

Образование в нашей стране является одним из приоритетных направлений и национальным ресурсом развития Узбекистана. Человек, получающий высшее образование, не только становится специалистом, он наращивает свой собственный интеллектуальный потенциал. Этот капитал, будучи достоянием отдельного индивида, в то же время становится   общественным достоянием.

Нодира ЗОКИРОВА,

профессор Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

УзА